Трудности в обучении: как помочь ребенку

Сегодня о проблемах развития детей мы беседуем тренером адаптивных технологий обучения, логопсихологом Ольгой Семеновой.

- Ольга, добрый день! Спасибо, что ты согласилась поговорить на эту важную тему. Я знаю, что по образованию ты учитель русского языка и литературы. Как случилось, что ты начала помогать детям справляться с трудностями в обучении?

Ольга

- Я долгое время работала в обычной школе учителем русского языка и литературы, работала в коррекционной школе. Мне «везло» на детей с трудностями в обучении: дети не могли читать или читали, но не понимали смысла текста. Стала искать методики. Закончила курсы и получила сертификат тенера по скорочтению, а затем дополнительную специальность «Практическая деятельность логопсихолога». Не так давно мы вместе с мужем открыли Центр детской нейропсихологии в г. Магнитогорске, консультируем родителей и работаем с детьми, которые испытывают различные трудности в обучении.

- Ольга, по твоему опыту, сколько сейчас встречается таких детей? И в чем причины?

Ольга

- С каждым годом таких детей все больше. В 2002 г., когда я начинала работать в школе, было 3 человека на класс, а сейчас больше. Это и младшие школьники, и подростки. Мамы, у которых есть дети постарше, замечают, что детки нынешнего поколения гораздо медленнее учатся. Говорят: «У меня со старшим таких проблем, а сейчас …» Школьники не только плохо читают, но не успевают по многим предметам, не могу тесты выполнять, страдают и результаты ЕГЭ.

Начинается все с того, что ребенок не понимает то, что он читает, а затем выявляются проблемы и с памятью, вниманием, способностью переключаться с одного вида деятельности на другой.

У большинства детей это связано именно с незрелостью подкорковых структур мозга. Ребенок не прошел всех стадий развития, которые он должен пройти в каждом возрасте. Например, младенец плохо голову держал или не ползал. А это двигательное развитие должно было запустить следующие этапы развития. Каждый этап запускает более высокий ярус развития психики.

Сейчас нейропсихологи говорят, что «большой вклад» вносит раннее развитие детей. Когда ребенку уже в год начинают показывать буквы, это к 5-6-ти годам выливается в трудности обучения. Некоторые, придя в школу, буковки в слова умеют складывать, читают, а не понимают ничего, не дается им материал. Не могут текст пересказать, стихотворение запомнить.

Накопление генетических мутаций сказывается.

Еще компьютеры. Раннее приобщение к компьютерам, компьютерным играм порождает клиповое мышление: ребенок не может сконцентрировать внимание на чем-то одном.

- Ольга, часто родителям страшно признать тот факт, что у ребенка есть проблемы с развитием. Люди не могут решиться пойти к специалистам. Как они приходят к вам в Центр?

Ольга

- Обычно приходят, когда уже есть проблемы в детском саду или школе. Психолог при прохождении тестирования выявил и сообщил родителям: «задержка речевого развития» или «недостаточно сформирована память». Если родители волнуются о будущем ребенка, они начинают искать специалиста. Выходят на нас.

Бывает, что ребенок сильно отличается в развитии от старшего ребенка в семье, и мама это видит.

Некоторые родители приводят на консультацию на всякий случай.

- Как проводится ваша коррекционная работа?

Ольга

- Сначала проводится обследование. Около 1,5 часов оно обычно занимает. Это тест, в котором каждое упражнение активизирует определенную структуру мозга. Смотрим, что получается у ребенка, а что нет. Это дает общую картину. Затем подбирается коррекционная программа. Обычно занимаемся индивидуально или в мини-группах по 2-3 человека. Занятие, как правило, состоит из двух частей: моторные, двигательные упражнения (они направлены на активизацию подкорковых образований мозга), далее упражнения на развитие когнитивных функций: памяти, внимания и пр.

Например, сначала игры с переключением движения, игры на регуляцию и контроль внимания: это дыхательные упражнения, тактильные, когда нужно определить предметы на ощупь; потом игры на развитие мышления, логики, способность выявить признаки предметов, объединить их по понятиям.

- Ольга, это российская методика или западная?

Ольга

- Это отечественная школа нейропсихологии, созданная еще в 40-ые годы прошлого века. Интерес к ней на западе был часто больше, чем в России. Её основатель - Александр Романович Лурия.

Подробная информация о методике есть в нашей группе в социальной сети ВКонтакте. Группа называется «Детская нейропсихология в Магнитогорске».

Кроме того, приглашаю родителей, педагогов и студентов педагогических вузов 2 июня в 20.00 по московскому времени на мой вебинар «О вреде раннего развития, или что же действительно необходимо ребёнку». На вебинаре будут показаны конкретные игры и упражнения, с помощью которых можно значительно развить способности ребёнка, при этом не совершая насилие надо его физиологией. Игры и упражнения, действительно необходимые ребёнку в 4-6 лет для развития общей моторики и координации, произвольного внимания, развитие слухового восприятия и внимания, на снятие психоэмоционального напряжения и повышение уровня мозговой активности ребёнка, игры на развитие памяти.

- Ольга, спасибо большое за интервью! Увидимся на вебинаре.


Интервью провела Татьяна Гаришина.

Нет комментариев
Добавить комментарий